Миноритарные слухи всполошили руководство "Укртатнафты"
9 декабря 2004 года
Если информация подтвердится, это будет означать утрату Татарстаном контроля над крупнейшим в Украине нефтеперерабатывающим предприятием. Впрочем, по мнению экспертов, речь может идти об очередной дезинформации с целью спровоцировать возобновление расследование законности совершенной в 1999 году сделки по продаже акций «Укртатнафты» оффшорам. Руководство республики дало поручение правоохранительным органам выявить заказчиков и исполнителей кампании, направленной против руководства совместного предприятия и татарстанских чиновников.
Справка "Ъ". ЗАО «Укртатнафта» создано в 1994 году в соответствии с указами президентов Украины и Татарстана на базе Кременчугского НПЗ. Проектная мощность предприятия составляет 18,6 млн. тонн переработки нефти в год. В общем объеме переработки нефти на Украине в 2003 году доля «Укртатнафты» составила 31,3%. Главные акционеры: НАК «Нефтегаз Украины» – 43,056%; Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан – 28,78%, «Татнефть» – 8,61%, Seagroup International Inc., США – 9,96%, Amruz Trading AG, Швейцария – 8,336%.
Trans World Commodities Ltd. является дочерней компанией британско-израильского концерна Trans World Group (TWG), одного из крупнейших в мире игроков на рынке цветных металлов. Кроме этого TWG занимается разработкой месторождений нефти, а также золота и других металлов. В 90-е годы TWG принадлежало около 60% российского производства алюминия.
Вчера несколько российских деловых газет опубликовали сообщение о смене акционеров ЗАО «Укртатнафта». По информации агентства «Интерфакс», со ссылкой на которого вышла новость, металлотрейдер Trans World Commodities Ltd. (Нью-Йорк, США) приобрела контрольный пакет SeaGroup International plc. (Сиэтл, США), являющейся владельцем 9,96% акций ЗАО «Укртатнафта». Указывалось, что сделка совершена с нынешним владельцем SeaGroup International plc. (его имя не называлось – „Ъ“). При этом отмечалось, что объявление о завершении сделки размещено на официальном сайте Регистрационной палаты штата Вашингтон.
Вчера ни председатель Наблюдательного совета ЗАО «Укртатнафта» Равиль Муратов, ни глава НАК Нафтогаз «Украины» Юрий Бойко, ни заместитель гендиректора «Татнефти» Наиль Маганов не смогли не подтвердить, ни опровергнуть факт совершения продажи.
Как заявил „Ъ“ источник, близкий к вице-премьеру РТ и председателю наблюдательного совета ЗАО «Укртатнафта», это сообщение стало полной неожиданностью для правительства Татарстана и руководства НАК «Нафтогаз Украины». По его словам, вчера Равиль Муратов провел экстренное совещание по этому вопросу. Обеспокоенность вице-премьера вполне понятна, так как если информация подтвердится, это будет означать фактическую потерю контроля Татарстана над крупнейшим в Украине нефтеперерабатывающим предприятием.
Ранее считалось, что две оффшорные компании – SeaGroup International Inc. и AmRUZ Trading подконтрольны татарстанской стороне, которая с учетом принадлежащих им акций ЗАО «Укртатнафта» имеет в капитале совместного предприятия около 56%, в то время как доля украинской стороны – около 43%. Без акций SGI Татарстан перестанет играть ключевую роль в управлении предприятием. Интересно, что ранее руководство ОАО «Татнефть» неоднократно публично заявляло о том, что оффшорные компании представляют их интересы. Вчера в «Татнефти» и SeaGroup International „Ъ“ отказались подтвердить или опровергнуть информацию о продаже контрольного пакета акций SGI.
В окружении Равиля Муратова опровергли также информацию о том, что Правительство Украины обратилось в Федеральное бюро расследований (ФБР) США с просьбой расследовать обстоятельства сделки по покупке акций SGI на предмет преступлений, предусмотренных статьями 191, 209 и 364 УК Украины (присвоение имущества, злоупотребление служебным положением, отмывание денег). По словам источника, интересы Украины в ЗАО представляет «Нафтогаз Украины», руководство которой в настоящий момент проводит консультации с татарстанским правительством для выработки совместной позиции по данной теме. По словам источника, по итогам консультаций в ближайшее время будет сделано совместное заявление, о содержании которого пока не известно. Он добавил, что если подтвердится информация о сделке, стороны обратятся в суд с иском об ее аннулировании. Если же информация не подтвердится – это станет еще одним доказательством того, что против руководства
ЗАО «Укртатнафта» и непосредственно Равиля Муратова идет информационная война, так как в сообщениях СМИ именно его обвиняют в закулисном ведении переговоров с TWG. По словам источника «Ъ», так как информационная атака давно вышла за рамки корпоративных отношений и негативно сказывается на отношениях между Татарстаном и Украиной, правоохранительным органам уже дано поручение выявить заказчиков и исполнителей кампании.
Наблюдатели не исключают, что вбрасывание подобной информации во время политического кризиса на Украине предпринято с целью возобновить расследование о законности совершенной в 1999 году сделки по продаже акций «Укртатнафты» оффшорам SGI и AmRUZ Trading, благодаря чему Татарстан получил контроль над предприятием. Все это время украинские власти пытались взять реванш. В 2001 году Генеральная прокуратура Украины даже наложила арест на 18,29% акций, посчитав недействительной их оплату векселями. Лишь после того, как Минтимер Шаймиев и Леонид Кучма в 2002 году «достигли полной договоренности», Хозяйственный суд Полтавской области отказал Генпрокуратуре в удовлетворении иска, а Верховный суд Украины отменил все решения судов низших инстанций по иску Фонда госимущества (ФГИ) Украины и признал «дружественные» татарской стороне SGI и AmRUZ Trading полноправными владельцами акций «Укртатнафты». Впрочем, в решении Верховного суда было особо оговорено, что решение может быть оспорено «по вновь открывшимся обстоятельствам, которые в настоящее время отсутствуют».
Несмотря на это, ФГИ Украины до последнего не признал вхождение в общество двух новых акционеров, а его представители бойкотировали ежегодно созываемые собрания акционеров общества. В результате этого финансовая отчетность компании за 2002 и 2003 годы остается не утвержденной. Фактически оперативное управление компанией осуществляет наблюдательный совет компании и ее менеджмент (кворум на внеочередном собрании акционеров 12 ноября 2004 года был первым с начала корпоративной войны на ЗАО «Укртатнафта» — „Ъ“).
Как заявил вчера „Ъ“ пресс-секретарь компании Константин Бородин, «Нафтогаз Украины» «не имеет официальной информации о том, кто является действительным бенефициарным собственником SGI», однако предпримет меры, чтобы выяснить это. Судя по его словам, информация о том, кто стоит за SGI, «Нафтогаз Украины» волнует гораздо больше, чем сам факт сделки.
Александр Андреев, Луиза Игнатьева, "Коммерсантъ-Казань".